Отчет

Большой поход в Крым по пещерным городам 2003

Это был ежегодный августовский Большой поход в Крым.

По традиции в начале августа на 5 дней приезжают хорошие знакомые, прошедшие со мной не один десяток крымских километров и привозят с собой друзей. В этот раз друзей набралось… 62 человека.

поход крым 2003 часть группы

Для похода это много, но ведь не имей 100 рублей, как говорится! )) Что-ж, поход для 62-х друзей, нормально, идем! Только мы высадились из автобуса, как Володя Кальной и Юра Панибратченко водрузили всем на головы свой подарок — шляпы! Вот так сюрприз!

Маршрут пролег по Внутренней гряде Крымских гор, по пещерным городам и монастырям.
В первый день нас довезли почти до места – пешком прошли мы всего километра 3. Поставили лагерь на берегу озера.

Крым, Новоульяновка

Пообедали – и в радиалку. «Быстренько забежим на во-он те скалы». Легко сказать… Шли медленно, потому что для многих новичков это было настоящим испытанием.

Крым-2003: Первая радиалка. Маша Левченко, Валера Шеховцов, Николай Ан

Пробираясь по влажному крымскому лесу, хранящему следы дождя, много фотографировались. То грибы, то ягоды, то девочка в дупле! ))

Маша легко помещается в дупле крымского дуба

Поднялись на Сюйренскую крепость. Успели встретить там закат – и вниз.

Сюйренская крепость-2003

Боже, какя же вкусная нам показалась родниковая вода из родника у пещерного монастыря Челтер! Бутерброды вообще имели сказочный вкус! В итоге с обеда до полночного ужина мы прошли 15 км! Для многих это был личный рекорд. Самооценка повысилась, взлетела просто на огромную высоту! Но когда наши дежурные объявили, что на родник мы не пойдем, потому что уже поздно, кто-то отправился спать без чая, так устали. Но вот прошла ночь, вышло яркое солнце и мы возрадовались:

Итак, она звалась Татьяна. Инструктор фитнеса.

От усталости за ночь не осталось и следа – тем более, что половину следующего дня мы отмакали в озере! Сказка! Кто-то не спешил вылезать из палатки, кто-то рисовал — свобода! ))

Паша не поленился тащить с собой "набор дизайнера"

Виталик Харламов,Маша Левченко,Володя Кальной.

трое в палатке не считая Понича ))

На второй день мы кроме купаний перешли к подножью горы Баба-Даг. Это было очень красивое зрелище: цепочка из 62 человек переходит золотое от спелого хлеба поле. Дошли до подножья Мангупа, как то быстро справились! Как мы питались? Регулярно, причем в первый день даже борщ сварили – пару ведерок! ))

нехитрый походный быт-готовим на костре

в двух ведрах помещается 62 порции

На третий день в 6 утра первая часть группы отправилась в пещерный город Мангуп.

руины Мангупа вот уже 500 лет выглядят так

Пройдя через живописные руины старого города мы подошли к расщелине, известной как *опа Мангупа, простите мой французский! ))

Вид с Мангупа, с Южной стороны на долину

Дарья Пожарская

В тот момент археологи как раз раскапывали эту часть городища. Пещерный город Мангуп занимает самую большую площадь из всех пещерных городов Крыма. Это столица средневекового княжества Феодоро. Соответственно культурный слой там самый богатый.

*опа Мангупа

По этой расщелине-раскопу мы спустились в Южный монастырь и оказались на первом богослужении за 528 лет перерыва – с 1475 года!

мангуп, монастырь

Тогда, более полутысячелетия (только вдуматься!) назад турки разрушили монастырь, и только сейчас его начали восстановливать. В тот год один за одним пали все крымские укрепленные пещерные города и монастыри. Мангуп продержался дольше всех — почти 6 месяцев!

В 2003-м Мангупский монастырь еще не оборудовали...

Южный монастырь

В ту пору я работал в информагенстве – и по возвращению из похода дал эту новость в полосу. А нашу новостийную ленту покупали 90% СМИ Крыма.  Вот так тихое уединенное богослужение в глубине крымских гор стало известно всему полуострову. К моей гордости. Еще меня поразил священник. Отец Меркурий. В своё время он занимал высокий пост министра, но после личной трагедии, в которой на его глазах погибли близкие друзья, он все оставил и ушёл, как говорится, от мира.

В нашей группе было много верующих, поэтому службу отстояли полностью и вернулись в лагерь к обеду. Вторая группа, решившая выспаться, нам завидовала. Но у них был свой кайф – они сгоняли в соседнее село и продегустировали местного вина. Это мне потом рассказали. А тогда я долго не мог понять, отчего народ такой веселый! ))

мангупские мальчики

мангупские мальчики и мангупские девочки

Плато горы Мангуп

мангупский ослик

У второй группы был еще один бонус: мы встретили закат, сидя на исторических руинах. Мангуп невероятно интересен с точки зрения истории и овеян многочисленными легендами.

Мангуп. Группа на дырявом мысе

Вот тут я как раз вещаю легенду про последнего мангупского князя… Юра снимает, Наташа макает ладошки…

Мангуп, мыс Дырявый, 2003 год

история, рассказанная на закате

Следующий день принес нам переход на стоянку возле небольшого озерца под названием 5-я балка. И снова пара радиалок в близлежащий монастырь Шулдан. Тогда еще не было лестницы и первая спортивная группа поднималась на скалы по узкой расщелине.

Первая группа была не просто спортивная, а на всю голову спортивная и по заявкам спортсменов мы пробежались (хотели инструктора взять на слабо, наивные) перед завтраком добрых 10 км. А еще четверо из спортсменов пошли не по той дороге, спросили у местной бабушки – далеко ли монастырь? Их направили совершенно в другое место, благо монастырей в Крыму полно.

Мужской монастырь в Крыму.

Зато ребята увидели много нового, много интересного! ))

Кпель в Свято-Преображенском ските. Крым, 2003 год.

Ребята попали вместо Шулдана в Свято-Преображенский скит.  Мораль: никогда не спрашивайте у местных дорогу, они как правило, кроме магазина и остановки автобуса вообще не в курсе ничего! В своих туристах я был уверен, что они не пропадут. Тем более, что потерялись они на окраине села Терновка. Там и вода и еда и люди. Куда ж им деться – пришли через пару часов. Наша стоянка располагалась поблизости. И снова в путь!

большой крымский поход 2003 года

крымские скалы

Последним в цепочке пещерных городов был Эски-Кермен. Вот где мы вдоволь налазились по древним казематам, и даже спустились в Осадный колодец.

сложный спуск каменный в колодец

Ступени стертые, зацепов мало… Но все обошлось хорошо, те, кто не был уверен в своих силах не полез. Еще мы побывали в соседней долине – посмотрели находящийся там Храм Донаторов (дарителей). Древние фрески, дух нетронутой старины…

Вид на ущелье со скалы Храма Донаторов

Эски-Кермен, Храм Донаторов. Средневековые фрески.

На последнюю ночевку приехали симферопольские друзья, были песни под гитару до полуночи, ночное путешествие по пещерам, встреча рассвета…

общее фото группы в крымском походе 2003 года по пещерным городам

на Эски в августе 2003 солнечно

На Эски-Кермене наш поход закончился. Судя по лицам — отдых получился, маршрут пройден хорошо, так же хорошо и закончился!

Раритетный рюкзак

Но осталась невидимая связь между друзьями-походниками.

Турист, не расслабляйся! ))

По традиции после похода было море, но это уже отдельная пляжная история! ))

отдых после похода

Поход закончился на море

фото Виталия Харламова

4 комментария

1. Иван:

С удивлением заметил, что в 2003-м люди еще ходили с брезентовыми палатками! )))

2. Джул:

Это какой-то Гигантский крымский поход! Шум поди стоял еще тот =)